Инвестиции в бизнес рухнули, туризм и миграция практически прекратились, а расходы на услуги резко упали. Все развитые экономики вступили в рецессию. Правительства выделили более 10 триллионов долларов для поддержки домохозяйств, а также пострадавших работников и компаний. В 2019 году глобальный государственный долг равнялся сумме общемирового дохода за 10 месяцев, а в 2020 году он вырос до размеров годового общемирового дохода.
Последствием Ковида стала инфляция, которая возникла после отмены связанных с вирусом ограничений. Домохозяйства высвободили поток сдерживаемых расходов, а война в Украине привела к резкому росту цен на энергоносители.
Центральные банки развитых стран внезапно столкнулись с инфляцией на уровне 1970-х годов. Сдерживание инфляции требовало повышения, а не понижения процентных ставок, однако высокие ставки вызвали смятение у держателей ипотечных кредитов и владельцев бизнеса, привыкших к дешевым деньгам. Почему центральные банки не начали действовать раньше и почему их прогнозы, предсказывавшие низкую инфляцию и низкие процентные ставки, оказались ошибочными? – Ответ кроется в общей проблеме экономики: составление прогнозов – не самое легкое дело. Руководители центральных банков, точно так же, как синоптики и спортивные обозреватели, далеко не всегда стопроцентно уверены в том, что их ожидает в ближайшем будущем.
Ученые экономисты обычно относятся к прогнозам с определенной долей скепсиса, отмечая при этом, что причиной кризисов нередко становятся неожиданные и непредвиденные потрясения. Экономические модели строятся на статистических данных, в основе которых заложены медленно меняющиеся показатели, и обычно не принимают в расчет такие конфликты, как пандемии, голод, банкротства, дефолты и торговые войны.
Помимо неоправдавшихся предсказаний руководителей центральных банков критиковали и за множество других оплошностей. Почему они не приложили больше усилий, чтобы предотвратить наращивание государственного долга? Почему Банк Израиля допустил, чтобы цены на жилье выросли более чем вдвое в течение десяти лет в начале нового тысячелетия? Почему центральные банки позволили домохозяйствам погрязнуть в долгах?
Ответ кроется в так называемом правиле Тинбергена, которое гласит: если у вас есть только один инструмент, вы можете достигнуть только одной цели. Образно говоря, если среди ваших инструментов есть только молоток, вы можете его использовать только для того, чтобы забивать им гвозди, но невозможно забивать гвозди отверткой.
Основным инструментом центральных банков являются процентные ставки. Согласно правилу Тинбергена, если цены на жилье стремительно растут, а инфляция находится ниже целевого уровня**, то центральные банки не могут решить сразу обе проблемы. Аналогичным образом, если граждане государства сталкиваются с безудержной инфляцией, а владельцы квартир перегружены ипотечными кредитами, то центральные банки должны выбрать, какую из проблем они будут решать.
За одно только последнее десятилетие человечество пережило ряд тяжелейших катастроф, потрясений и катаклизмов, не укладывающихся в рамки никаких прогнозов и предсказаний.
Американский писатель-экономист Нассим Талеб*** называет такие непрогнозируемые события "черными лебедями"****. Он убежден*****, что именно они дают толчок как истории в целом, так и существованию каждого отдельного человека. Трагические события 7 октября 2023 года – еще одно подтверждение теории Талеба.
__________________________
* Великая депрессия – мировой экономический кризис, начавшийся 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжавшийся до 1939 года.
** Как правило, развитые страны выбирают целевой уровень от 2 до 2,5%, а страны с формирующимися рынками – от 2,5 до 5%. Снижение инфляции с высокого уровня до целевого значения может занимать несколько лет, поэтому некоторые центральные банки устанавливают промежуточные ежегодные ориентиры по уровню инфляции.
*** Нассим Николас Талеб (род. 1960) – американский экономист и философ ливанского происхождения. Основная сфера научных интересов – изучение влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю. Автор экономических бестселлеров "Черный лебедь" (2007) и "Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни" (2018).
**** До открытия Австралии жители Старого Света были убеждены, что все лебеди – белые. Их непоколебимая уверенность вполне подтверждалась опытом.
***** С точки зрения Талеба, практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры – это события "черного лебедя".
Примеры таких событий: развитие и внедрение интернета, первая мировая война, распад Советского Союза, атака 11 сентября и мировой экономический кризис.
Талеб также отмечает, что человечество неспособно успешно прогнозировать свое будущее, а уверенность в своих знаниях часто опережает сами знания и порождает феномен "сверх-уверенности".